Понедельник, 29 Ноя 2021, 16:08

Главная » 2021 » Октябрь » 25 » Крошка-краб возрастом 99 миллионов лет найден учёными в янтаре
    Крошка-краб возрастом 99 миллионов лет найден учёными в янтаре

Очередной древний объект «прошагал» через миллионы лет до наших дней в куске янтаря.

Янтарь – это окаменевшая ископаемая смола. Это уникальный материал, который очень любят и ценят палеонтологи. Организмы, попавшие в янтарь, сохраняются в идеальнейшем состоянии. Ежегодно учёные находят те или иные образцы янтаря с сохранившимися в нём насекомыми. Правда, обычно в нём застывают лишь части насекомых - крылья, лапы и так далее, либо отдельные представители насекомых.

Но в этот раз палеонтологам из Гарвардского университета повезло. Им попался не просто цельный экспонат, но и очень ценный. Так, на территории Северной Мьянмы в куске янтаря они обнаружили миниатюрного краба.

Краб так хорошо сохранился, что палеонтологи смогли рассмотреть детали суставов ног, когтей, сложных глаз и даже жабр. Длина его тела не превышает двух миллиметров, а длина ног равна пяти миллиметрам. Учёные проанализировали находку с помощью микрокомпьютерной томографии и выяснили, что животное, застрявшее в смоле, относится к настоящим крабам (Brachyura). Самого крабика назвали Cretapsara athanata, он похож на современных береговых крабов. Но есть и различия: у древнего предка нет органов для дыхания атмосферным воздухом, вместо них только жабры. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Была ли это молодая или старая особь, выяснить не удалось. Зато учёные определили возраст находки – 99-100 миллионов лет. Это означает, что малыш жил в эпоху динозавров. Таким образом, он стал самым древними крабом, который был найден на сегодняшний день.

«Присутствие хорошо развитых жабр у Cretapsara athanata, размер которых составляет всего пять миллиметров, указывает на водный или полуводный образ жизни и позволяет предположить, что это был детёныш вида, который обитал в затопленной речной долине в прибрежной зоне», – Хавьер Луке.

В меловом периоде деревья, способные производить смолу, были в основном вечнозелёными, а это значит, что краб должен был жить в подобном лесу или, по крайней мере, рядом с ним. Вероятно, большую часть времени он проводил под водой, но время от времени выходил на сушу и кормился в лесной подстилке.

Находка заставляет пересмотреть некоторые представления об эволюции этих животных. В том числе отодвинуть временные рамки, когда крабы выползли на сушу, на 25-50 миллионов лет назад. Известно, что настоящие крабы как минимум 12 раз независимо выходили на сушу и в пресные водоёмы, но сделали это намного позже других групп членистоногих. Благодаря новой находке, исследователи смогли понять, что крабы завоевали сушу и пресные водоёмы ещё в эпоху динозавров, то есть раньше, чем предполагалось.

Просмотров: 215 | Добавил: kompas-tv | Рейтинг: 0.0/0