Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Суббота, 18 Ноя 2017, 12:44

Поиск
Поделиться в соцсетях
Меню сайта
Погода в Тулуне
Тулун
-21°C
Топ новостей
  • Популярные новости
  • Обсуждаемые новости
  • Высокая оценка читателей
  • Следите за новостями

      В Твиттере
      ВКонтакте
      Подписаться на RSS
    Вход на сайт
    Логин:
    Пароль:
    Новые комментарии
    Архив записей
    Виджет для Яндекса

    добавить на Яндекс
    Статистика

    Главная » 2015 » Август » 7 » Поисковые работы на месте падения самолёта продолжаются
    12:43
    Поисковые работы на месте падения самолёта продолжаются
    Поисковые работы на месте падения самолёта продолжаются

    10 июля 1941 года был жарким днем. Взрослые жители деревни Малый Кокучей Тулунского района Иркутской области, а это в основном старики да женщины, занимались привычными для середины июля делами – покос, прополка огородов, заготовка дров на зиму. Ребятня ловила на реке Ия рыбу. В общем, обычный деревенский день, если не считать, что уже почти месяц шла война, а в небе практически каждый день гудели моторы. Это с востока на западный фронт перегонялись военные самолеты. Ориентиром служили железная дорога (компас Кагановича) да населенные пункты. Перегонялась не только зарубежная техника, поставляемая по ленд-лизу в Советский Союз, но и отечественные бомбардировщики Ил-4, Пе-2, Пе-3 и Ер-2, поставляемые с авиационных заводов Иркутска и Комсомольска-на-Амуре. Иркутский авиационный завод, с 19 декабря 1941 г. — завод № 39 им. Сталина, выпускал: пикирующий бомбардировщик Пе-2 (1941—1943 гг.); дальний истребитель Пе-3 (1942—1943 гг.); дальний бомбардировщик Ил-4 (1942—1944 гг.); дальний бомбардировщик Ер-2 (с 1944 г.). Комсомольский-на-Амуре авиационный завод работал под № 126. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпускало бомбардировщики дальней авиации — ДБ-3Ф (Ил-4). Всего было построено 2 757 этих боевых машин. Таким образом компенсировались потери дальнебомбардировочной авиации, понесенные в летних боях 41 года.

    В тот день через Малый Кокучей тоже шли самолеты. Это были дальние бомбардировщики ДБ-3Ф, чуть позже получившие название Ил-4, может даже те самые, которые осенью 41 года бомбили Берлин, на страх и удивление фашистам, уже считавшим, что Советский Союз поставлен на колени.

    - Мне рассказывали очевидцы, моя бабушка, батька мой, дядя Ваня, - говорит Андрей Татаринов, живший когда-то в Малом Кокучее, - самолеты шли звеньями из-за леса, по три штуки в ряд, каждый день летели. И увидели, как за одним из самолетов потянулась тоненькая белая струйка дыма. Летчики, видимо, пытались посадить самолет, но все не удавалось, все это видели мой отец и его брат. Дым становился все чернее, потом над скалой самолет сделал петлю и упал в лес за рекой верх шасси.

    Самолет чиркнул по сосне кабиной стрелка-радиста (эта сосна еще долгие годы стояла с обломанной верхушкой, как напоминание о трагедии, лишь недавно её спилили лесорубы) и практически вертикально вошел носом в мягкий грунт, говорят метра на три. Прозвучал взрыв. Когда сельчане прибежали на место катастрофы, то бомбардировщик пожирало пламя, рвались боеприпасы, вокруг были разбросаны обломки, клочья одежды, куски человеческих тел. Голову стрелка сняли с сосны, чуть позже нашли фрагмент ноги, за голенищем был блокнот с фамилией Волков. Останки летчиков собрали, похоронили на деревенском кладбище. Могила долгое время стояла безымянной. Лишь в 1985 году был предпринят целенаправленный поиск. Поисковая группа школы № 25 под руководством учителя географии Антонины Луненок и Николая Петровича Чумака (он тогда работал в школе военруком) приехали на место гибели самолета, сделали раскопки, расспросили очевидцев, которые были еще живы в то время. Затем сделали запрос в центральный архив обороны, даже во все советские газеты писали письма, пытались найти родственников. Из архива пришли следующие сведения: «10 июля 1941 года – катастрофа И-4 (ДБ-3Ф) у деревни Малый Кокучей Тулунского района. Экипаж считался пропавшим без вести. Погибли: пилот – младший лейтенант Гаделюк Олег Георгиевич, 1916 г. рождения, в Красной Армии с 1937 года, летчик 139 авиаполка Дальневосточного фронта (мать Гаделюк - Ткаченко Татьяна Викторовна проживала в г. Васильков Киевской области); штурман Волков; младший воентехник Петрушенко; стрелок-радист Лесянский.

    Спустя 30 лет в Малый Кокучей вновь отправилась экспедиция, возглавляемая Николаем Петровичем Чумаком. Только в её составе уже не школьники, а ребята из организации ветеранов разведки и спецподразделений. Организована поездка тулунским ДОСААФ в сотрудничестве с ветеранами разведки и спецподразделений, военно-патриотическим клубом «Патриот» (с. Префилово) и кадетским классом школы № 2.

    Цель экспедиции – провести раскопки на месте падения самолета, найти детали, которые могли бы дать дополнительные сведения на июльскую катастрофу 1941 года, почтить память погибших летчиков.

    - Со временем все забывается, - рассказывает организатор экспедиции Николай Петрович Чумак. – Поэтому я решил сделать музей в ДОСААФе, где я сейчас работаю. В музее будут размещены фотографии: и 30-летней давности, и те, что сделаны сегодня, материалы и сведения о самолете Ил-4, останки самолета, которые мы сегодня раскопали и планируем раскопать в дальнейшем. Плюс, это еще одно хорошее дело в копилку организации ветеранов разведки и спецподразделений. Следующее наше дело – установить на месте падения самолета небольшой обелиск.

    А на могиле летчиков, похороненных в Малом Кокучее, стоит гранитная плита с выбитыми на ней фамилиями и званиями погибших летчиков и изображением пикирующего на кокучейские скалы и лес бомбардировщика ДБ-3Ф (Ил-4). По словам Николая Петровича, определили, какой именно был самолет, очень просто.

    - Я отталкивался от рассказов очевидцев, описывавших самолет, - говорит Николай Петрович. - Плюс, когда приезжал в Кокучей, с собой у меня были фотографии военных самолетов того времени. Бабушка (Капитолина Фроловна Герасимова) и отец Андрея Татаринова указали мне на изображение самолета ДБ-3Ф. Это подтвердил и центральный Подольский архив. Судя по его сообщению, упавший самолет летел в составе эскадрильи  капитана Завадского Николая Ивановича. Сам он потом разбился по причине нераскрытия парашюта где-то перед Уралом. Маршрут перелета – Джида – Красноярск. Они летели примерно с Дальнего востока, как раз над Тулунским районом.

    Памятник поставлен в 1995 году, когда еще была жива Капитолина Фроловна, которая в течение 57 лет ухаживала за могилой летчиков. Она долгое время не знала их имен, но называла: «Сыночки мои дорогие». На момент начала войны ей было 35 лет, мать шестерых детей, муж погиб на фронте в первые дни войны. И вот пока могла, она ухаживала за могилой летчиков. Умерла Капитолина Фроловна в 2002 году, похоронена на городском кладбище.

    - В 1995 году я был депутатом первой Думы Тулуна, - добавляет Николай Петрович. -  Как-то ко мне обратился сосед Капитолины Фроловны и рассказал о том, что, сколько ни пыталась она добиться установки памятника на могиле летчиков, никто не мог помочь. К счастью, мне удалось решить этот вопрос за очень короткое время, и 5 мая 1995 года состоялось открытие памятника. У меня есть видеозапись с открытия. Привезли Капитолину Фроловну; она жила в Тулуне уже. И никогда не забуду тот момент, когда Капитолина Фроловна сняла покрывало с памятника, гладит камень и плачет. Я спрашивал её, почему она столько лет ухаживает за могилой ей неизвестных людей. Она мне так говорила: «Мой муж без вести пропал, может и на его могилу кто-то ходит, кладет цветы, ухаживает за могилой, я хочу, чтобы это было так».

    Сами раскопки были результативными. Конечно, за 74 года многое утрачено. Часть деталей самолета была в 1985 году увезена в музей школы № 25, часть, в том числе и один из двигателей, скорее всего сдана на металл, часть растащили для своих нужд местные жители. Но и того, что еще лежит в земле, с лихвой хватит для музея. Были найдены пулеметные коробки, куски ланжеронов, шкала от высотомера, остатки обшивки, звено от пулеметной ленты, куски плексигласа от прибора, кусок обшивки с цифрами, проводка, разорвавшиеся гильзы и патроны. Самую важную находку сделал Олег Воронин. Он нашел кольцо принудительного раскрытия от парашюта. «Это, - отмечает руководитель экспедиции, - доказывает, что у пилотов были парашюты, но по какой-то причине они не смогли или не успели ими воспользоваться».

    История эта с продолжением, потому что в скором времени планируется еще одна экспедиция в Малый Кокучей. Уже более масштабная - не на один день - для более углубленных поисков и установки обелиска на месте гибели самолета ДБ-3Ф.

     

    Наталья Буракова


    Просмотров: 1333 | Добавил: kompas-tv | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Интересное от КОМПАС ТВ












    КОМПАС ТВ в Твиттере

    Вверх